СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 

 

   ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ 

К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Необходимо помнить, что наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психическом развитии.

С целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе в штатное расписание ДОУ, реализующих программы дошкольного образования, вводится должность учителя-логопеда. Детям предоставляется возможность получить логопедическую помощь в собственном учреждении.

         Для организации работы логопедического пункта в МАДОУ № 223 выделено помещение площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, которое соответствующим образом оборудовано: мебель, соответствующая возрасту детей, настенные и индивидуальные зеркала, настольные игры, игрушки, учебно-методические пособия.

Целью работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет. В логопедическую работу включаются в первую очередь дети подготовительной и старшей групп.

 
            Основные задачи:

1. Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

2. Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения.

3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития.

4. Привитие детям навыков коммуникативного общения.

5. Решение задач социального и речевого развития.

6. Организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.

          При работе с детьми используются следующие программы и технологии:

- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»;

- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием»;

- Каше Г.А. «Исправление речи у дошкольников», «Подготовка к школе детей с недостатками речи»;

- Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений», «Составление описательного рассказа»; «Формирование фонематического слуха и восприятия», «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»;

- Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников»;

- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», «Индивидуальные рабочие тетради» (на звуки с, сь, з, зь, ц, ч, щ, л, ль, р, рь);

- Новиковская О.Н. «Скороговорки и чистоговорки для развития речи»;

- Селеверстова В.И. «Речевые игры»;

- Фомичева М.В. «Воспитание правильного произношения»;

- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи»: Осень, Зима, Весна, Лето, Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна; «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу»;

- Смирнова И.А. «Логопедические альбомы для обследования звукопроизношения, лексико-грамматического строя и связной речи»;

- Безрукова О.А., Каленкова О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» и другие авторские методики.

 Основные направления работы:

·       Обследование детей подготовительной, старшей и средней групп;

·       Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по устранению речевых нарушений у детей;

·       Осуществление логопедического контроля за речевым развитием детей и формирование предпосылок учебной деятельности;

·       Осуществление взаимосвязи с воспитателями, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем и другими специалистами ДОУ;

·       Пропаганда логопедических знаний среди сотрудников, родителей (проведение консультаций для родителей, консультации для воспитателей).

Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20). Работа учителя-логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. Продолжительность занятий 15-20 минут, что соответствует физиологическим особенностям старшего дошкольного возраста.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

      Направления работы учителя-логопеда по коррекции речи:

1. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Формирование операций семантического, слогового, фонемного и звукового анализа.

2. Формирование полноценных произносительных навыков.

3. Группировка словаря в семантических полях (на этапе автоматизации, дифференциации звуков и введения их в речь).

4. Формирование операций морфемного анализа и синтеза при словообразовании и словоизменении.

5. Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных звуков на индивидуальных занятиях.

6. Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур.

7. Работа над связной речью в процессе введения автоматизированного звука в речь.

8. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ (воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников). Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

      Мониторинг

Уровень сформированности у детей речевого навыка отражается в мониторинге образовательного процесса. Мониторинг проводится 2 раза в год в сентябре и в мае. На основании показателей сентябрьского мониторинга выстраивается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В январе проводится экспресс-обследование детей. Динамика заносится в речевые карты. В конце учебного года в речевой карте ребенка фиксируются результаты коррекционной работы.

В конце учебного года логопед обследует детей средних групп. Это необходимо для того, что бы заранее определить нагрузку на следующий учебный год. А также выявить детей с тяжелыми нарушениями речи с целью определения образовательного маршрута. 

      В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях;

2. Четко дифференцировать звуки;

3. Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово»,  «предложение» на практическом уровне;

4. Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

5. Производить элементарный звуковой анализ и синтез;

6. Отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения и пересказывать их;

7. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.


 

          Положение о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении (приложение к письму от 25.03.2002 № 05-05-805)

        Положение о логопедическом пункте МАДОУ № 223

        Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МАДОУ № 223

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»